Joomla!
ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
Филиал «Аэронавигация Юга»

+7(863)27-23-102
office@yug.gkovd.ru

Искать

О работе диспетчера

Вот как рассказывает о своей профессии бывший начальник службы движения Ульяновского Центра ОВД В.П. Рузаев:

Среди многочисленных профессий, по праву называемых профессиями ХХI века, труд авиадиспетчеров, руководство полетами воздушных судов занимает особое место. Как показали многочисленные исследования, этот вид деятельности отличается высокой интеллектуальной и эмоциональной направленностью.

Профессия авиадиспетчера возникла сразу же, как только полеты авиации начали приобретать массовый характер, в первую очередь появилась необходимость установления определенных правил выполнения полетов, их обеспечения радиотехническими средствами связи, навигации, контроля. Так появилась целая система управления воздушным движением (УВД), в которой диспетчер (руководитель воздушного движения), является основным звеном, осуществляющим непосредственное управление процессом движения воздушных судов. От степени надежности и эффективности именно этого звена во многом зависит безопасность полетов и пропускная способность системы УВД в целом.

Сегодня трудно даже представить то, что произошло бы в воздухе, если б на несколько минут служба УВД остановила свою работу: сотни самолетов, летящих с огромной скоростью на встречных и пересекающихся курсах с набором высоты и снижением оказались бы в катастрофическом положении, а если к этому добавить сложные метеоусловия, полное отсутствие видимости….И в этой динамичной обстановке авиационный диспетчер должен хорошо разбираться, отдавать команды четко и правильно.

Стать авиадиспетчером — задача не из легких. Профессия считается одной из наиболее сложных, опасных и ответственных: малейшая неточность или промедление при управлении воздушным движением могут стоить многих жизней.

Профессия авиадиспетчера предъявляет очень высокие требования к его психофизиологическим и моральным качествам. Помимо абсолютного здоровья для успешной работы авиадиспетчеру необходимо устойчивое внимание (рассеянность недопустима), но кроме этого важны и такие его аспекты, как распределение и легкость переключения внимания. Авиадиспетчер должен обладать хорошей оперативной памятью, быть инициативным и самостоятельным, уметь прогнозировать воздушную обстановку. Он должен обладать развитым пространственным воображением, уметь быстро определять воздушную ситуацию. Авиадиспетчер должен обладать хорошей дикцией, правильной и выразительной речью, так как речевой обмен авиадиспетчера занимает большое место в его деятельности. Потому мечтающие освоить это ремесло проходят жесткий медицинский отбор перед поступлением в учебное заведение.

На протяжении же всей своей профессиональной деятельности авиадиспетчер каждые 2 года проходит врачебно-летную экспертную комиссию по аналогии с пилотами гражданской авиации.

Основная задача авиадиспетчера — это непрерывный контроль за воздушной обстановкой и управление воздушным движением в пределах зоны его ответственности. Диспетчеру приходится одновременно следить за несколькими объектами и управлять ими, отдавать команды в эфир и одновременно прослушивать переговоры своих коллег, работающих на смежных секторах, следить за экраном радиолокатора и вести записи на графике. Чтобы авиадиспетчер мог успешно решать эти задачи, его рабочее место оборудуется мониторами отображения воздушной обстановки, метеообстановки, различными сигнальными табло, справочной информацией, средствами связи и др.

Работа специалиста УВД многогранна и интересна. Надёжность работы обеспечивается высоким профессиональным уровнем и чувством ответственности за порученное дело. Обеспечивать высокий уровень безопасности полётов в настоящее время диспетчерам помогают автоматизированные системы УВД, которые позволяют чётко контролировать воздушную обстановку, анализировать и прогнозировать её, помогают принимать правильные экспертные решения.

В ближайшей перспективе авиадиспетчера будут использовать в своей работе спутниковые технологии с автоматизацией основных технологических операций и с интеграцией бортовых и наземных систем. В современных условиях диспетчеру также необходим высокий уровень знания английского авиационного языка.